Я довольно много читаю книг, блогов, форумов, а также различные рецензии и отзывы. И часто замечаю, что есть отрицательные отзывы, в которых заложен какой-то здравый смысл. Но при этом сообщение воспринимается как автором, так и другими читателями остро и вызывают бурю эмоций. Начинается словестная перепалка, обвинения в адрес друг друга и практически все читатели «ввязываются в драку».

Но с чего всё начиналось? С неправильно понятого комментария. Довольно часто люди хотят написать что-то не очень приятное, но не могут это сделать. И я задумалась над тем, как лучше написать критику, чтобы она принесла пользу автору и при этом его не обидела?

Восприятие и ценность

О том, как воспринимать критику, написано много статей, а вот о том, как её писать - очень мало. Воспринимать её учат на каждом шагу: мама и папа, коллеги и все те люди, которые считают, что на правах старших они могут критиковать.

«Если я старше, значит я умнее»! Но если бы наш ум измерялся количеством прожитых лет, тогда можно было просто спокойно ждать пройденного времени и считать себя умнее остальных. Но это не так. Поэтому писать автору негативный комментарий только с позиции «Я давно этим занимаюсь, а вы только начинаете» не уместно. Часто мы забываем о том, что критика должна быть ценна и обязательно приносить пользу. Если такого нет, то вообще не имеет смысл критиковать действия человека.

Плюсом общения в интернете является возможность перечитать комментарий перед его отправкой. И если в повседневной жизни «Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь». То здесь можно сто раз подумать, прежде чем написать.

Но из минусов можно отметить то, что мы не видим друг друга и не можем выражением лица предать необходимые эмоции. А поэтому дополнительно приходится соблюдать аккуратность в своих высказываниях.

Наши ошибки

Вот вы прочитали статью, и вас захватывают эмоции. Вас возмущает в первый момент абсолютно всё, и в голове вертится только один вопрос: как он посмел такое написать? И здесь допускается первая и очень грубая ошибка. Мы начинаете писать КАПСЛОКОМ и подчеркнутым, не соблюдая ни знаки препинания, ни абзацы. Мы буквально кричим: «А-а-а, сейчас ты у меня посмотришь!» На деле же выходит набор слов из разряда, как побольнее уколоть.

Бывает и так, что у вас плохое настроение и хочется вылить всё горестное существование на того, кто попадается под руку. Ну, просто попался этот мастер. А на самом деле мог быть и ваш ребенок, и кто-то из родных, и просто продавщица в магазине. Но главное найти жертву и с ней поругаться. Вы даже можете не отдавать себе отчет в таком желании.

Может ничего не писать?

Вам кажется, что вообще лучше не писать критику? «Меня всё равно никто не послушает, а могу только на грубость нарваться». Но это путь наименьшего сопротивления. В этом случае вы просто проходите мимо и не изменяете мир в лучшую сторону. Тем более что уж очень хочется, чтобы вас послушали и прислушались в вашему мнению.

У меня есть другое предложение: не стоит бояться, что вас неправильно поймут, лучше напишите так, чтобы вас правильно поняли! Вы не приобретёте мастерство в написании критики, если не будете её писать. По секрету скажу, что у каждого автора есть свой чек-лист с нюансами, которые нужно исправить. Так что большинство людей открыто для конструктивной критики и постараются вас понять.

Решение проблемы

И если, вы хотите написать критику любому автору и по поводу любого вопроса, можете придерживаться простых правил:

  1. Успокойтесь и отвлекитесь. Не стоит делать себе искусственную адреналиновую накрутку, даже если проблема очень сильно возмущает. После отдыха подойдите с трезвой головой.
  2. Прочитайте статью не один раз, а минимум 3-5. При этом действительно попробуйте описанный метод, а не пишите наобум, что ничего не получается.
  3. Разберитесь в элементах. Важная ли была ошибка или нет. Стоит ли на всеобщее обозрение выставлять комментарий или лучше личное сообщение написать. А то, как говориться, поспешишь - людей насмешишь. И действительно хорошего человека можете обидеть.
  4. Критика – это не только осуждение человека и его мнения, критика – это, прежде всего, анализ и разбор представленных моментов. Доработка и проработка идеи автора. И да, она может быть положительной!

И из последнего пункта можно выделить такие смыслы:

  1. В комментарии можно описать, что понравилось и что не понравилось. Возможно, мне не всегда нравиться сочетание цветов в работе. Но это же не значит что оно плохое. Отвлекитесь от своего мнения и поставьте себя на чужое место. Насколько тот или иной момент важен для всеобщего восприятия?
  2. Если автор, по вашему мнению, действительно допустил ошибку, или вы просто хотите представить альтернативный способ, то ни в коем случае нельзя давать волю эмоциям. Будьте вежливы, и соблюдайте этикет. Можно, например, поздороваться, а не с бухты-барахты выливать свои эмоции. И потом, аккуратно подбирайте слова, используйте, по крайней мере, нейтральную лексику.
  3. Конечно, необходимо разобрать весь процесс работы, а не концентрировать внимание на одной мелочи. И всегда можно найти положительные моменты, которые смягчат ваш отрицательный комментарий. Преподнесите критику как совет. Мягко и аккуратно.

Два отрицательных момента

Частенько видела нечто подобное: «Я не мастер и таковым себя не считаю. У меня нет достаточного опыта, поэтому не берусь писать статьи. А вот если вы назвали себя мастером, то должны всё сделать идеально!». Ну, про наш чек-лист уже писала ранее. И любой новичок может вырасти в знаменитого мастера. Нужна только тренировка. А вот желание передать опыт – это уже дело индивидуальное. И осуждению уж точно не подлежит.

Но к написавшим подобное у меня возникает вопрос: « Если вы не беретесь писать статьи, то почему вы думаете, что можете критиковать других?» В данной критике у вас явно преобладает не желание помочь, а желание распугать новичков и мастеров. Но тех авторов статей, кто себе сказал твердо: «Я не брошу это занятие», вряд ли что-то может остановить.

Поэтому, если вы взялись критиковать, то отдавайте себе отчет в том, что вы действительно взрослый человек с жизненным опытом, имеющий определенный уровень мастерства. И на этом основании вы и можете научить другого человека. Иначе получится, что вы не взрослый человек, а маленький ребенок, который что-то где-то краем уха услышал, и даже толком не применял, но ему хочется кого-то научить (или сделать замечание).

Да, и ещё вопрос: «А где находится та самая планка по уровню мастерства, которую необходимо достичь, чтобы начать писать статьи?». А ответ прост: нет предела совершенству, и всегда найдется тот, кто лучше тебя это делает.

В итоге

И если подводить какой-то результат, то критика – это желание сделать мир лучше, прекраснее. В процессе критики не стоит забывать о своей доброте. Если у вас есть в критике отрицательные моменты, то помните, что то был чей-то труд. Какой-никакой, но всё-таки труд. И к нему надо относиться с уважением. Иначе вы рискуете создать о себе нехорошее впечатление как о злом человеке.

«Не согласен - критикуй, критикуешь - предлагай, предлагаешь - делай, делаешь - отвечай!» Сергей Павлович Королёв.

Если у вас нет уверенности в правильности и целесообразности критики, то лучше её не написать, чем написать. При этом создание критики – это целая наука. И только регулярные упражнения помогут достичь приемлемого результата. Поэтому не стоит забывать о тренировках.

А теперь, дорогие читатели, у вас есть прекрасная возможность оставить критику на мою статью, а также на мои работы из бисера. Буду рада, если мой труд пойдет вам на пользу.