Я довольно много читаю книг, блогов, форумов, а также различные рецензии и отзывы. И часто замечаю, что есть отрицательные отзывы, в которых заложен какой-то здравый смысл. Но при этом сообщение воспринимается как автором, так и другими читателями остро и вызывают бурю эмоций. Начинается словестная перепалка, обвинения в адрес друг друга и практически все читатели «ввязываются в драку».
Но с чего всё начиналось? С неправильно понятого комментария. Довольно часто люди хотят написать что-то не очень приятное, но не могут это сделать. И я задумалась над тем, как лучше написать критику, чтобы она принесла пользу автору и при этом его не обидела?
Восприятие и ценность
О том, как воспринимать критику, написано много статей, а вот о том, как её писать - очень мало. Воспринимать её учат на каждом шагу: мама и папа, коллеги и все те люди, которые считают, что на правах старших они могут критиковать.
«Если я старше, значит я умнее»! Но если бы наш ум измерялся количеством прожитых лет, тогда можно было просто спокойно ждать пройденного времени и считать себя умнее остальных. Но это не так. Поэтому писать автору негативный комментарий только с позиции «Я давно этим занимаюсь, а вы только начинаете» не уместно. Часто мы забываем о том, что критика должна быть ценна и обязательно приносить пользу. Если такого нет, то вообще не имеет смысл критиковать действия человека.
Плюсом общения в интернете является возможность перечитать комментарий перед его отправкой. И если в повседневной жизни «Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь». То здесь можно сто раз подумать, прежде чем написать.
Но из минусов можно отметить то, что мы не видим друг друга и не можем выражением лица предать необходимые эмоции. А поэтому дополнительно приходится соблюдать аккуратность в своих высказываниях.
Наши ошибки
Вот вы прочитали статью, и вас захватывают эмоции. Вас возмущает в первый момент абсолютно всё, и в голове вертится только один вопрос: как он посмел такое написать? И здесь допускается первая и очень грубая ошибка. Мы начинаете писать КАПСЛОКОМ и подчеркнутым, не соблюдая ни знаки препинания, ни абзацы. Мы буквально кричим: «А-а-а, сейчас ты у меня посмотришь!» На деле же выходит набор слов из разряда, как побольнее уколоть.
Бывает и так, что у вас плохое настроение и хочется вылить всё горестное существование на того, кто попадается под руку. Ну, просто попался этот мастер. А на самом деле мог быть и ваш ребенок, и кто-то из родных, и просто продавщица в магазине. Но главное найти жертву и с ней поругаться. Вы даже можете не отдавать себе отчет в таком желании.
Может ничего не писать?
Вам кажется, что вообще лучше не писать критику? «Меня всё равно никто не послушает, а могу только на грубость нарваться». Но это путь наименьшего сопротивления. В этом случае вы просто проходите мимо и не изменяете мир в лучшую сторону. Тем более что уж очень хочется, чтобы вас послушали и прислушались в вашему мнению.
У меня есть другое предложение: не стоит бояться, что вас неправильно поймут, лучше напишите так, чтобы вас правильно поняли! Вы не приобретёте мастерство в написании критики, если не будете её писать. По секрету скажу, что у каждого автора есть свой чек-лист с нюансами, которые нужно исправить. Так что большинство людей открыто для конструктивной критики и постараются вас понять.
Решение проблемы
И если, вы хотите написать критику любому автору и по поводу любого вопроса, можете придерживаться простых правил:
- Успокойтесь и отвлекитесь. Не стоит делать себе искусственную адреналиновую накрутку, даже если проблема очень сильно возмущает. После отдыха подойдите с трезвой головой.
- Прочитайте статью не один раз, а минимум 3-5. При этом действительно попробуйте описанный метод, а не пишите наобум, что ничего не получается.
- Разберитесь в элементах. Важная ли была ошибка или нет. Стоит ли на всеобщее обозрение выставлять комментарий или лучше личное сообщение написать. А то, как говориться, поспешишь - людей насмешишь. И действительно хорошего человека можете обидеть.
- Критика – это не только осуждение человека и его мнения, критика – это, прежде всего, анализ и разбор представленных моментов. Доработка и проработка идеи автора. И да, она может быть положительной!
И из последнего пункта можно выделить такие смыслы:
- В комментарии можно описать, что понравилось и что не понравилось. Возможно, мне не всегда нравиться сочетание цветов в работе. Но это же не значит что оно плохое. Отвлекитесь от своего мнения и поставьте себя на чужое место. Насколько тот или иной момент важен для всеобщего восприятия?
- Если автор, по вашему мнению, действительно допустил ошибку, или вы просто хотите представить альтернативный способ, то ни в коем случае нельзя давать волю эмоциям. Будьте вежливы, и соблюдайте этикет. Можно, например, поздороваться, а не с бухты-барахты выливать свои эмоции. И потом, аккуратно подбирайте слова, используйте, по крайней мере, нейтральную лексику.
- Конечно, необходимо разобрать весь процесс работы, а не концентрировать внимание на одной мелочи. И всегда можно найти положительные моменты, которые смягчат ваш отрицательный комментарий. Преподнесите критику как совет. Мягко и аккуратно.
Два отрицательных момента
Частенько видела нечто подобное: «Я не мастер и таковым себя не считаю. У меня нет достаточного опыта, поэтому не берусь писать статьи. А вот если вы назвали себя мастером, то должны всё сделать идеально!». Ну, про наш чек-лист уже писала ранее. И любой новичок может вырасти в знаменитого мастера. Нужна только тренировка. А вот желание передать опыт – это уже дело индивидуальное. И осуждению уж точно не подлежит.
Но к написавшим подобное у меня возникает вопрос: « Если вы не беретесь писать статьи, то почему вы думаете, что можете критиковать других?» В данной критике у вас явно преобладает не желание помочь, а желание распугать новичков и мастеров. Но тех авторов статей, кто себе сказал твердо: «Я не брошу это занятие», вряд ли что-то может остановить.
Поэтому, если вы взялись критиковать, то отдавайте себе отчет в том, что вы действительно взрослый человек с жизненным опытом, имеющий определенный уровень мастерства. И на этом основании вы и можете научить другого человека. Иначе получится, что вы не взрослый человек, а маленький ребенок, который что-то где-то краем уха услышал, и даже толком не применял, но ему хочется кого-то научить (или сделать замечание).
Да, и ещё вопрос: «А где находится та самая планка по уровню мастерства, которую необходимо достичь, чтобы начать писать статьи?». А ответ прост: нет предела совершенству, и всегда найдется тот, кто лучше тебя это делает.
В итоге
И если подводить какой-то результат, то критика – это желание сделать мир лучше, прекраснее. В процессе критики не стоит забывать о своей доброте. Если у вас есть в критике отрицательные моменты, то помните, что то был чей-то труд. Какой-никакой, но всё-таки труд. И к нему надо относиться с уважением. Иначе вы рискуете создать о себе нехорошее впечатление как о злом человеке.
«Не согласен - критикуй, критикуешь - предлагай, предлагаешь - делай, делаешь - отвечай!» Сергей Павлович Королёв.
Если у вас нет уверенности в правильности и целесообразности критики, то лучше её не написать, чем написать. При этом создание критики – это целая наука. И только регулярные упражнения помогут достичь приемлемого результата. Поэтому не стоит забывать о тренировках.
А теперь, дорогие читатели, у вас есть прекрасная возможность оставить критику на мою статью, а также на мои работы из бисера. Буду рада, если мой труд пойдет вам на пользу.